Когда говорят, что «труба пустая», подразумевают что в трубе нет воды. Обычно при этом трубопровод полностью заполнен воздухом.
При заполнении трубопровода вода вытесняет из него воздух.
Пример: Труба ПВХ диаметром 250 мм имеет внутренний диаметр 235 мм. Для того, чтобы заполнить каждые 1000 м такого трубопровода, необходимо 43000 л воды. Соответственно, если труба пустая должно быть вытеснено 43000 л воздуха.
При неправильном монтаже, или при перемене уровня существует возможность попадания воздуха в трубопровод из насоса. Дополнительно к этому, в воде всегда присутствует растворенный воздух, который выделяется при изменении давления и температуры.
Прежде всего, в отличие от воды, воздух может сжиматься. Это означает, что когда давление увеличивается, воздух уменьшается в объеме. Резкое расширение сжатого воздуха может привести к гидравлическому удару.
Другой нежелательный эффект присутствия воздуха в трубопроводе, это опасность возникновения “воздушного кармана“, когда воздух собирается в высоких точках. «Воздушные карманы» перекрывают часть проходного сечения трубы. Этот эффект особенно значителен в «плоских» системах с небольшими уклонами и маленькой скоростью движения воды, когда вода не успевает выносить воздух.
Наличие воздуха увеличивает потребление энергии насосами.
Когда мы говорим разрежение, подразумевается давление ниже атмосферного. При опорожнении трубопровода (плановое либо в случае аварии), воздух не успевает занять место воды. При этом давление в трубе снижается и может упасть ниже атмосферного, что в свою очередь, может привести к разрушению трубы.
Это явление особенно часто встречается в пластиковых трубопроводах с тонкими стенками и большим диаметром.
Поврежденный трубопровод может не разрушиться сразу, но будет ослаблен. Если уплотнения стыков выполнены из резиновых прокладок, они могут сместиться внутрь трубы, что приведет к утечкам при восстановлении давления. При исследовании утечек, произошедших в трубопроводах низкого давления с резиновыми уплотнениями, выяснилось, что причиной большинства из них являются деформации труб, произошедшие из-за возникновения разрежения.
Существуют 3 вида воздушных клапанов:
- Кинетический клапан
- Автоматический клапан
- Комбинированный клапан
![]() |
Также их называют антивакуумные клапана. Клапана работают при низком давлении (несколько метров водяного столба). Они используются для удаления больших объемов воздуха из системы во время ее заполнения жидкостью и позволяют большим объемам воздуха занимать место воды в трубопроводе при его опорожнении. Кинетическая функция, несомненно, одна из основных функций воздушных клапанов. Когда трубопровод заполнен водой и находится под давлением, проходное сечение клапана закрыто, и он не выпускает воздух. Клапан работает только при заполнении и опорожнении трубопроводов. Традиционная конструкция кинетических клапанов имеет полые шарообразные поплавки.
|
![]() |
Эти клапана удаляют воздух, скапливающийся в трубопроводах, находящихся под давлением. Проходное сечение автоматического клапана очень маленькое и служит исключительно для выпуска небольших количеств воздуха. Этот клапан не может заменить кинетический, так как не рассчитан на больше объемы воздуха. Традиционная конструкция автоматического клапана: • Имеет пустотелый поплавок • Имеет подвижные части, подверженные деформациям и износу |
![]() |
Их также называют трех функциональными клапанами. Комбинированные воздушные клапана осуществляют кинетические и автоматические функции, собранные в одном целом. • Выпуск большого количества воздуха из системы во время заполнения трубопровода, когда внутреннее давление еще низкое (несколько метров водяного столба) • Впуск большого количества воздуха во время опорожнения трубопровода, что предотвращает падение давления ниже атмосферного. • Выпуск воздуха из трубопровода находящегося под давлением. Традиционная конструкция комбинированного клапана: • Отдельный корпус для кинетического клапана • В верхней части отдельный корпус с автоматическим клапаном |
Предупреди гидроудар - предотврати разрыв трубопровода!
Воздушные клапаны – «волшебная палочка» для трубопроводов!
Клапаны сброса воздуха – выбираем правильно!
Рекомендации по монтажу воздушных клапанов